Телефон +7 (926) 897-05-32
Адрес г. Москва
E-mail natalia@upskillme.ru
Назад к списку

Бумажка вместо навыков: почему онлайн-образование не подготовит лидеров будущего (Полная версия. Изначально опубликовано в FORBES)

Ниже представлен текст статьи, которая изначально была опубликована в Forbes. 


Изначальный заголовок автора - "Онлайн образование воспитывает людей с иллюзиями о своем профессионализме. Как "сертификаты" заменяют навыки."

Ниже представлен полный текст без редактуры.



Более половины (52%) людей никогда не открывают приобретенные онлайн курсы. Только 6% людей полностью прошли начатые ими онлайн курсы в 2014-15гг. К 2017-18гг этот процент упал до 3.13%.Такие данные опубликовала Американская ассоциация содействия развитию науки, проаназилировав данные по онлайн курсам от Coursera, Udemy, Udacity, edX, Harvard University, MIT.  


Массовое онлайн образование - это неудавшийся продукт, но одновременно это очень прибыльный бизнес, и это единственная возможность подготовить большое количество людей к быстро меняющемуся миру, где нужны новые компетенции и качества. Онлайн образование будет неминуемо развиваться, но как - это вопрос, решением которого, к сожалению, почти никто не занимается.В мае 2017 Pew Research Center опубликовал отчет “Будущее Работы и Обучения”, подчеркнув, что лучшими образовательными программами станут те, которые научат людей учиться. 


Противоречие: Люди и Деньги. 


Глава HR в GOOGLE, Laszlo Bock, отмечает, что дипломы абсолютно не гарантируют, что сотрудник будет справляться со своими задачами в компании. Однако в то же время система скрининга и отбора кандидатов в Google и большинстве международных компаний построена именно на сортировке людей по наличию необходимых дипломов. Люди хотят получить нужные сертификаты, т.к. рассчитывают пройти “сортировочный пункт” и получить приглашение на собеседование. Либо рассчитывают получить повышение засчет подтверждения нового уровня своих компетенций. Спрос очень понятен: люди играют по обозначенным компаниями правилам. В сотрудниках ценятся life-long learning, вклад в свое образование, настойчивость и повышение квалификации. 


Однако факты вскрывают много противоречий: 


 Онлайн курсы не повышают уровень компетенций сотрудников, а работодатели отказывают в повышении на основании онлайн сертификата.


Если проанализировать опыт людей, которые получили MBA в лучших образовательных учреждениях мира (например, Wharton), большинство выпускников честно отвечают, что ценность MBA не в качестве учебного материала. Ценность - это люди, нетворкинг и возможности найти работу с дипломом известной бизнес школы. Что касается качества обучения, то даже выпускники Wharton жалуются (как и многие выпускники EMBA), что работодатели не ценят приобретенные знания, и люди возвращаются к той же позиции, что и до MBA. Обучение не дает релевантных для позиции навыков. Второй частый предмет жалоб выпускников - низкое качество отбора студентов. Один из выпускников University of Michigan EMBA в интервью Business Week рассказывал, что многие в его группе не имели ни заявленного для прохождения MBA семилетнего опыта работы, ни тем более опыта управления. Это не была элита, как заявлено школой. 


Стоимость онлайн MBA в лучших университетах мира сегодня варьируется от высокой до очень высокой (учитывая, что M.B.A - самый востребованный онлайн курс): $42,000 стоит обучение в Warwick Business School (лучшая онлайн MBA программа 2019 года) по версии Finantial Times , $80,000 стоит №1 онлайн MBA в США в Indiana University--Bloomington (Kelley), и $132,000 стоит диплом онлайн MBA в Carnegie Mellon University (Tepper), которая не входит даже в ТОП 5 мира по независимой оценке. 


Люди выбирают онлайн MBA, потому что это возможность получить престижный сертификат из дома. Однако тут нет нетворкинга и общения - то, что так ценится в традиционных фул тайм MBA программах. Остается качество самих занятий и сертификат. Отзывы настойчиво указывают на то, что сертификаты не ценятся. Выпускники лучшей в США онлайн MBA Kelley School of Business рассказывают, что есть некая стигма со стороны работодателей в отношении тех, кто получил онлайн сертификат. Сам диплом MBA не впечатляет. Впечатлить может только название престижной школы. Именно поэтому известные школы поддерживают высокие цены, несмотря на лозунг онлайн образования - “доступно каждому”, а выпускники менее известных школ с трудом находят высокооплачиваемую работу. 


Ряд отзывов на онлайн программы самых разных университетов демонстрирует, что качество обучения сильно ниже ожидаемого. Если вычесть качество знаний, нетворкинг и связи, остается престижный сертификат. Некоторые жалуются, но многим нужен именно сертификат. 


Отзыв о Strayer online MBA: “Прежде всего, они берут всех подряд. На сотрудников факультета оказывают давление, чтобы люди сдавали экзамены. Обучение необоснованно дорогое. 33% всех денег, что платят студенты - это прибыль стейкхолдеров, 33% - это расходы на маркетинг, и 33% - расходы на обучение. Цель школы - взять ваши деньги и держать вас в школе, поэтому стандарты обучения снижаются. Выпускникам не помогают найти работу, и многие компании не берут на работу тех, кто заплатил за диплом MBA” 


Отзыв об онлайн MBA в University of Maryland University College: “Школа ведет себя как бизнес, а не как школа. Если деньги за семестр приходили на день позже, мне поступали десятки звонков, а профессоры отказывались отвечать на мои вопросы. Я сдавал все работы менее, чем за неделю и никогда не получал менее 88%. Занятия слишком легкие, того же уровня, что обычный колледж. Я стыжусь своей школы, когда вижу своих сокурсников. Очень низкое качество отбора студентов” 


Отзыв об онлайн MBA Сolumbia Southern University: “Ни одно занятие не ведет профессор. Скорее, “фасилитатор” или “модератор”, которые никогда не отвечают на сложные вопросы студентов. С тех пор, как я получил этот диплом, я не получил ни повышения, ни перспектив найти более престижную работу” 


Человеку нужен человек


Люди, заплатившие за курс, добавляют его в резюме и искренне путают наличие сертификата с наличием профессиональных навыков, которые нарабатываются годами практики. Проблема бизнеса сегодня - искаженное восприятие своих компетенций миллионами сотрудников, которые получают сертификаты о лидерстве, управлении бизнесом и навыках коммуникации за три дня или три месяца на онлайн курсах, искренне считая, что получили навык, достойный повышения. Факты того, что людей не повышают за наличие сертификатов, не могут соревноваться с количеством предложений в нише онлайн доп. образования. Мощная пропаганда “Стань лидером за 3 дня” искажает восприятие и приводит к конфликтам в компаниях. Об этом много говорит Simon Sinek, подчеркивая, что сертификаты лидеров бесполезны, нужна постоянная практика. Об этом пишет Jason Barger, которого цитируют многие эксперты в образовании: “Программы обучения для лидеров - это провал. Большинство курсов - это 8 часов непрерывного потока информации вместо трансформации сознания человека”. Люди, получая сертификаты на одноразовых мероприятиях, пребывают в иллюзии владения навыками успешного лидера. 


В компаниях нужны совсем другие компетенции и навыки, которые онлайн курсы, как существующая модель бизнеса, не способны развить в людях.Прогнозируя профессии будущего, большинство исследователей отмечают, что самыми востребованными будут навыки человеческие, которые невозможно заменить алгоритмом. Это эмоциональный интеллект, креативное и критическое мышление, любопытство, адаптивность, коммуникация с людьми, мотивация учиться, навык учиться самостоятельно. 



Эксперты сходятся на том, что онлайн курсы сегодня не способны помочь людям освоить эти навыки по ряду причин: 


1. Онлайн курсы не подразумевают обратной связи или общения с преподавателем. Содержание большинства курсов - это развлекательная библиотека видео контента. Из всех курсов по развитию Soft Skills, которые предлагает Udemy, например, ни один не предполагает человеческой обратной связи и подтверждения сформированного навыка кроме сертификата. 


2. Низкое качество преподаваталей онлайн курсов. Любой, заявивший себя экспертом, предлагает научить других, не владея методикой преподавания и навыком успешной работы с онлайн аудиториями. 


3. Онлайн школы - быстро растущая ниша, пропагандируемая инфобизнесменами как “прибыльный бизнес” без вложений. Юным предпринимателям рассказывают на тренингах, что можно выгодно продавать и переупаковать чужие знания. Цель - высокая маржинальность, но не помощь в развитии софт скиллз, необходимых поколению, которое будет руководить нами через 5-10-15 лет. Знания можно получить через массовые онлайн программы, но для формирования человеческих навыков требуется много индивидуальной обратной связи преподавателя каждому участнику и работа в мини группах, где материал подобран под особенности людей, отметила профессор в New Jersey Institute of Technology. 


Количество онлайн программ по развитию софт скилз растет, и вместе с ними растет количество сертифицированных людей, в полной иллюзии своего профессионализма, требующих повышения. 


Одновременно искажается целый пласт ценностей в культуре: 

а) поощряется получение дополнительного сертификата, даже если человек не получил навык 

б) люди приобретают дополнительный сертификат, рассчитывая, что он заменит недостающий навык. 


Онлайн образование однозначно будет развиваться, и самыми критичными будут оставаться навыки человеческой коммуникации, которым, как показывает практика, сложнее всего обучиться онлайн. 


Изначально текст статьи был опубликован в Forbes.



© 2016- 2018 UP SKILL  ME

ООО АПСКИЛМИ. ТРЕНИНГОВЫЙ ЦЕНТР НАТАЛЬИ ТОКАРЬ 

 ОГРН 1167746361969 

 ИНН 7734381828 

 Москва, ул. Генерала Глаголева д.11, к.1