Телефон +7 (926) 897-05-32
Адрес г. Москва, Пресненская набережная, 8 стр 1
E-mail natalia@upskillme.ru
Назад к списку

Ваша память «не резиновая», или самый неожиданный совет о том, как учить английские слова. 

Это история даже больше о личном, чем о профессиональном.

  

Я специально училась обучать людей, и учусь до сих пор. Но я сама тот еще ученик – капризный скептик с норовом. Все теории и методики мне всегда любопытно исследовать на себе, и далеко не все работают. Самые стандартные и популярные методы я недоверчиво тестирую на себе, как будто их изобрели вчера. Например, карточки для запоминания слов – я никогда в жизни не учила слова по карточкам: ни бумажным, ни картонным, ни тем, что в мобильных приложениях. Хотя почти все мои клиенты вспоминают это как первое и чуть ли не священное упражнение для пополнения словарного запаса.

  

А мне скучно. И я не запоминаю. Выучу, и потом не помню…

  


У меня хорошо развита кратковременная память. В школе я редко делала домашние задания, но всегда рвалась рассказать урок, правда не первая…. Пока первые 3-4-6 человек отвечали, я быстро читала учебник или словарик, запоминала, начинала тянуть руку, отвечала все, что запомнила, пока свежо в памяти, получала пятерку и… с совершенно чистой совестью забывала. Сразу же, как только выходила на перемену. То же самое с экзаменами. Готовилась всегда в последний день. И забывала в тот же день, сразу после экзамена.

  

Я для себя сделала вывод:

  

Выучить можно что угодно. Выучить можно очень быстро. Только одна недоработка – это так же быстро забывается. Мозг как будто сразу освобождает целый отдел памяти для новой информации, избавляясь от хлама, который больше не нужен.

  

Я так учила немецкие слова. Я могла 5 раз пройтись по карточкам, и уже со второго раза все запомнить. Но на следующий день не помнила ничего. И приходило отчаяние: «Да когда же я все слова выучу так, чтобы по-настоящему запомнить, а не сфотографировать для временного хранилища!»

 

 

Я ни в коем случае не утверждаю, что карточки не работают, или что учить слова так, как вы привыкли их учить – плохо. Я только делюсь своим опытом и своими открытиями.

  

Главное, которое помогло мне с удовольствием учиться, я для себя сформулировала так:

  

Запоминать информацию, которая никак не соприкасается с моей реальностью и не может мне пригодиться уже сегодня или хотя бы завтра – пустая трата времени.

  

Единственный рабочий для меня вариант запомнить – приобрести устойчивый навык.

  

Ведь те же самые слова: зачем они мне? Для того, чтобы просто знать слова? Да нет же. На самом деле я хочу понимать, что происходит, а незнакомые слова — они везде: на двери в туалет, на табло в аэропорту, на первой странице презентации моего босса. Первый навык, который мне нужен – быстро сканировать ситуацию, чтобы своевременно реагировать и принимать решения (не ломиться в дверь, если туалет закрыт, и не бежать на рейс, если он задерживается).

  

Потом, возможно, мне надо будет рассказать еще кому-то, что рейс отменили, и что босс сегодня выступает с другой презентацией, и надо поменять слайды. И мне надо уже уметь не просто читать и понимать слова, но еще и самой из них строить понятные предложения. Это навык, который так же не приобретается переворачиванием карточек (по крайней, мере я не умею). А еще надо слушать… Сколько раз я путалась и опаздывала на электрички свой первый год в Германии – не счесть. Я просто продолжала стоять на платформе, когда на ней объявляли, что поезда сегодня не будет, или что поезд сегодня оправляется с другого пути, или задерживается. Я всего этого не слышала и продолжала стоять… Не то, чтобы я не знала слов. Напиши мне их все и дай на листе бумаги – я всё пойму. Но «услышать» у меня не получалось – не было навыка.

  

Сегодня, что бы я не собралась изучать, я хочу приобрести навык, а не информацию. Информации слишком много. Мой мозг обрабатывает сотни новых имен, цен, номеров телефонов и слов в день. И еще бесконечные дедлайны, проекты, мейлы и пусть самая простая, но взрывающая мой мозг бухгалтерия…

  

И такие заманчивые лет семь назад методики а-ля «100 новых слов в день/неделю» сейчас не удостаиваются даже минуты моего внимания. Это все равно, что: «Все шаги и пивоты в танго за один день». Да, я их все запомню и даже может научусь различать, наблюдая чужие ноги, а сама сделать не смогу. Запомню глазами, но этого недостаточно. Танцую я всем телом. А научить тело – целая история: увлекательная и полная сюрпризов.

  

Поэтому различать слова на карточках – это здорово. Но говорить ими так, чтобы тебя внимательно слушали — совсем другая история.

  

И я вам ее расскажу…

  

Вернее, я расскажу еще одну историю из личной копилки, а вы сам решите, насколько она может быть вам полезной в формировании навыка. А иностранный язык – это совокупность навыков, не более. 

  

Недавно я слушала подкаст, где обсуждали лучший способ выучить английский. Спрашивали мнения исключительно лингвистов (люди, которые посвятили большую часть своей жизни изучению языка) и полиглотов (людей, для которых язык – основная страсть в жизни). И те, и другие сошлись на одном: главный секрет – дисциплина, и хотя бы час в день вы должны посвящать языку, если хотите его выучить.

И мне снова стало скучно…

  

А что если у меня в жизни есть еще увлечения и куда бОльшие страсти, чем английский? И что такое «час в день посвящать английскому»? Сидеть ровно час за учебником или тыкать пальцем в приложение, которое помогает учить слова? Никто толком не объясняет. Главное – «учить». Если все еще не заговорили на английском свободно – «учить ещё час». Я, например, не могу «сидеть» больше 15 минут. Даже самое интересное может меня убить однообразием.

  

Кроме того, я стараюсь не слушать советы тех, чьи ценности не созвучны с моими. Я, например, не собираюсь быть полиглотом. И задание «сесть и учить» еще со школы у меня вызывало внутренний протест. Да, я лингвист по образованию, ну и что?:) Это не означает, что мне, для того, чтобы помочь кому-то выучить язык, надо сначала сделать из него лингвиста.

  

Что я имею ввиду: Я не люблю, когда со мной, с новичком, который пришел учиться, разговаривают профессиональными терминами. Когда тренер в тренажерном зале говорит мне без всякого предупреждения: «Не напрягай камбаловидную». Или: «Теперь изолируй мышцы разгибатели спины и сконцентрируйся на длинных мышечных волокнах». Где это вообще?

  

Или когда психолог бросается в меня цитатами из Юнга и Фрейда, чтобы «помочь мне прийти к себе». Хочется только бежать подальше «от»….

  

Получается, если хочешь научиться плавать или писать тексты, то только пять лет ВУЗа, иначе никак? А если у меня много увлечений, как и у вас, скорее всего?… Час в день на каждое? Серьезно?

  

Должен быть другой способ. Простой, понятный, увлекательный, и гибкий. Такой, чтобы вписывался в график обычного человека, живущего в ритме большого города. Если сегодня не хочется или нет возможности «сесть и учить», должно быть в арсенале еще 122 вида активности, которые будут не менее полезны.

  

Приведу еще пример: в сети есть много роликов с названиями «Как сесть на шпагат легко». Длятся они от 30 секунд до 3 минут, и упражнения ВСЕГДА выполняет профессиональная балерина или спортсменка, которая сделала три упражнения на растяжку и СРАЗУ легко и красиво села… Мне хочется просто закидать тапками монитор и сказать: «Покажите, как обычному человеку сесть на шпагат!»

  

  

Я кстати, первый раз села в 22 года. У меня ушло 4 месяца, и я следовала простым упражнениям, которые давала тренер по растяжке. Они были настолько простые, что я даже не верила, что они могут привести к такому результату, и что я когда-нибудь вообще сяду. Тренер была профессионалом и разговаривала со мной как с девушкой, которой интересно просто чуть глубже потянуться, но никак не как с будущей балериной. Как бы мне не нравилась растяжка и идея сесть на шпагат, я никогда не хотела стать частью профессионального мира танцев или спорта. И в этом была ее мудрость, которая теперь стала частью моей профессиональной этики:

  

«Профессионал, обучаясь у которого ты чувствуешь себя не способным ни на что идиотом, – не профессионал».

  

Но не торопитесь с выводами. Ученик, который приходит с установкой: «Вы тут учите меня, а я посижу в уголочке в инстаграм» и потом предъявляет претензии: «Ну и где мои результаты?» или «Вы так сложно объясняете, я не могу сконцентрироваться на инстаграме», — не тот ученик, который готов обучаться.

  

Но если он готов, ему нужно помочь так, чтобы в вашем присутствии он ощутил первые результаты и захотел продолжать обучение уже в вашем отсутствии. Ему не обязательно нужно захотеть поступать на факультет лингвистики – но возможно он захочет дальше учить язык, потому что это понятно и интересно.

  

Я приведу ещё пару примеров из своей жизни. Может, вам они тоже близки:

  • Я неплохо стреляю из лука, не превосходно, но мне нравится процесс.
  • Я танцую танго (далеко не уровень «танцы на ТНТ»), но мне безумно нравится танцевать.
  • Я говорю по-немецки и по-английски, и мне каждый день интересно говорить лучше.

  

И честно, мне НЕинтересны лекции по истории танго, мне неинтересно, каким инструментом вырезают лук, или кто был первый немецкий философ.

Мне интересно танцевать, стрелять и говорить.

   

Все дополнительные материалы я с большим удовольствием прочитаю и найду сама, но как только ставится ультиматум: «Ты не выучишь язык, пока не выучишь наизусть все формы глаголов, все времена, и все предлоги», мне становится скучно и сразу неинтересно вообще что-то делать.

  

Потому что с самого начала задача ставится абсолютно невыполнимая и непонятная.

  

На самом деле нет секрета, как выучить язык, кроме одного – стать по-настоящему любопытным и находить (и делать) то, что получается уже сейчас. Именно на волне этого «чувства успеха» вам захочется попробовать больше. Для этого не обязательно копировать стратегии полиглотов. Ими, кстати, называются все, кто даже только в одной плоскости освоил язык: например, выучил всю грамматику, или бегло читает, или бегло разговаривает, или хорошо пишет. И не факт, что вы хотите научиться так же. Возможно, как раз «вот так» вы уже умеете – например, хорошо читать рабочую почту. А отвечаете на письма пока еще с трудом, и со словарем.

  

Я за простоту. Вам не обязательно судорожно вспоминать, что такое «обстоятельство», и какая это часть речи, чтобы сказать убедительное предложение на английском. И «сесть и учить» — самая демотивирующая задача, на которую у нормального человека с насыщенным графиком никогда нет времени. А вот выпить чашку кофе и прочитать конкретные два предложения вслух – вполне выполнимая.

  

Кстати, это очень интересная находка одного ученого, изучающего бихевиоризм. Чтобы выработать новую привычку, всегда привязывайте ее к старой. Забываете повторять классные фразы из фильма на английском, которые хотите так же классно говорить сами? Но кофе в офисе вы ведь не забываете пить? Отлично! Тогда соедините старую привычку (кофе) с новой (чтение вслух на английском) и читайте вслух с разными интонациями за чашкой кофе. Можно записать себя на диктофон и тем самым создать за то же самое время (пока пьете кофе) материал, который вы сможете послушать по дороге домой.

  

Не обязательно читать вслух, и это не обязательно должен быть кофе. Привычки у всех разные, и задания могут быть абсолютно разные: поиграть в Elevate, послушать двухминутный подкаст и повторить вслух последние фразы, включить любимую песню и подпевать на английском, прочитать статью по вашей профильной теме в Фейсбуке на английском, прокомментировать ваш любимый австралийский аккаунт с рецептами в Инстаграм…да что угодно!

  

Согласитесь, это гораздо понятнее и интереснее, чем «сесть и учить – как минимум час в день!». Задача ставится понятная и вполне выполнимая. Кроме того, она никак не выбивает вас из ритма, в котором мы и так настолько мультизадачны, что постоянно отвлекаемся на что-то. Так отвлекайтесь с пользой! Допустим, я знаю по себе, что могу быть более продуктивна, если каждый час делаю перерыв и полностью переключаю внимание с задачи, над которой работаю. Так почему не переключаться на то, что я и так хочу освоить?

  

Без фанатизма, без необходимости получать еще одно профильное образование, без зубрежки, и без разочарований. Лингвисты и полиглоты тоже не сразу посвятили свою жизнь языкам. Сначала им понравилось. Дайте себе шанс ощутить, что вам на самом деле нравится.

И вам захочется продолжать.

  

Можно сесть на шпагат, и не быть при этом балериной. Можно выучить язык, и не заканчивать при этом ин.яз. Вы всегда можете пойти глубже, если вам захочется. И в моем понимании, задача наставника, если вы к нему обращаетесь, – не давить на вас своим образованием, сложными терминами или успешными кейсами, а пробудить в вас любопытство и интерес исследовать дальше, потому что «у меня ведь так здорово получается!».

  

Будьте любопытными! Не бойтесь учиться новому. Начинайте с простого и понятного. И не усложняйте. Когда другим будет казаться, что вы уже освоили восьмой уровень, для вас он будет казаться легким, и вы уже будете засматриваться на девятый. А что там? И это критерий того, что вы двигаетесь в верном направлении и нашли более эффективный способ лучше говорить на английском, чем «сесть и учить».

  

Это только моя история, и я уверена, есть более усидчивые люди, чем я, которым нравятся другие методы, нравятся карточки и нравится тренировать память. Главное, найти то, что нравится вам и мотивирует вас продолжать идти к своей цели. Моя цель – чаще выступать перед англоязычной аудиторией и лучше вести переговоры на английском. А ваша?

  

  

Ваша,

Наталья Токарь 

© 2016- 2017 UP SKILL ME

ООО АПСКИЛМИ. ТРЕНИНГОВЫЙ ЦЕНТР НАТАЛЬИ ТОКАРЬ 

 ОГРН 1167746361969 

 ИНН 7734381828 

 Москва, ул. Генерала Глаголева д.11, к.1