Назад к списку

Бессмысленность соревнований между мужчинами и женщинами

Ниже представлен текст статьи, которая изначально была опубликована в Forbes. 

Вы читаете полный вариант без редактуры.

****************


Феминизм начинался как борьба за равные права, но превратился в жестокие соревнования между женщинами и мужчинами за статус “умнее”, “лучше”, “работоспособнее”, в которых выигрывать сегодня положено женщинам, иначе соревнования теряют смысл в глазах общественности. Сегодня по данным Юнеско 143 из 195 стран обещают всем людям равные права в конституции, однако по факту дискриминация женщин присутствует на разных уровнях: в быту, в стереотипном мышлении, в законодательстве.  

“Права человека” - дискурс, понятный и мужчинам и женщинам. Однако то, за что сегодня борются женщины, и что активно пропагандируется в медиа, не является борьбой за человеческие права. По сути, “человека” там нет. 


Женщины сегодня добились равноправия на работе, признания своих компетенций и огласки проблемы на международном уровне. По данным New York Times в 2018 году наконец 86% опрошенных Американцев признали женщин и мужчин одинаково компетентными (оценивался интеллект, способность к анализу, организации и креативное мышление). В 1946 году эта цифра была 35%, в связи с чем американские женщины празднуют “социальные прорыв”. 


Женщины во многих странах добились того, чтобы стать такими же, как мужчины. Но была ли борьба за то, чтобы стать как мужчина? Или за то, чтобы стать мужчиной?Интересно, что области, в которых сравнивались компетенции обоих полов, были исключительно те, где уровень компетенций определяется количеством экономически-значимых достижений: работа в корпорации, предпринимательство, большой спорт, наука. Пожалуй, только вождение автомобиля не относится к этой категории. Другими словами, многочисленные исследования сравнивают, кто может чаще побеждать. “Победа” здесь определяется как повышение, получение чека от инвестора, научная премия, спортивный кубок т.д. Да, женщины доказали, что могут приносить столько же побед, сколько мужчины. 


Один из самых популярных TED talks про женщин лидеров называется “Why we have too few women leaders” (Почему у нас так мало женщина лидеров?”). Спикер начинает свою речь с утверждения, что “женщины не достигают ТОП позиций ни в какой профессии ни в какой стране”. 


Обилие таких утверждений и заголовков рождает массовое убеждение, что единственное, что важно на работе - достичь вершины. А для этого нужно соревноваться. В то же время, заголовков и материалов о выгорании на работе (и мужчин, и женщин на ТОП позициях) гораздо больше. Выгорание признано глобальной проблемой, и до 50% сотрудников обоих полов не могут достичь ТОП позиций, т.к. физически не справляются с напряжением и уходят. Другими словами, бизнес популяризирует идеи (а женщины, желающие быть успешными в бизнесе, их поддерживают), от которых сам же ищет лекарство, т.к. степень поражения людей выгоранием высокая. 


Мир так и не научился отличать женщин от мужчин. Женщины не сообщали миру в этой борьбе, какие они - женщины. Они сообщали миру, что они такие же, как мужчины. В итоге получилось определение женщины - это такой же человек, как мужчина. И далее идет перечисление прав, на которые женщина может претендовать так же, как мужчина. Однако никто так и не сформулировал, что такое женщина вне этих сравнений, и что такое женщина в нашем обществе. 


Природные и естественные отличия женщин от мужчин обсуждаются в современной парадигме “успеха” как проклятье. Женщина рожает, значит не работает в декрете. Не работает, не социализируется, значит деградирует. Женщина может забеременеть, значит она не лучший кандидат: она может в любой момент уйти в декрет, обязав компанию держать за ней место. Женщина может выйти замуж, значит она не идеальный арендатор, потому что может внезапно выйти замуж, переехать к мужу, оставив арендодателя в ситуации, когда нужно искать нового жильца (все примеры взяты из обыденной Российской действительности).Женщина продолжает человеческий род, и это общество ей ставит в упрек.Важно ли в этом контексте, говорим мы о женщинах или мужчинах, если общество из тех и других ориентируется исключительно на экономические показатели, но не на законы природы, по которым до сих пор рождаются абсолютно все люди?Что если борьба за права женщин, которая превратилась в борьбу между женщинами и мужчинами, бессмысленна? 


Женщина защищается, когда ее упрекают, т.е. оправдывается. Она доказывает, что может работать как мужчина (несмотря на то, что может рожать), что может работать без выходных и управлять компанией (несмотря на то, что у нее есть или могут быть в будущем дети), что может выполнять ту же работу, что и мужчина (несмотря на то, что физически слабее мужчин), что может одеваться и краситься как ей угодно (несмотря на то, что ее выбор может восприниматься мужчинами как вызывающий, провокационный или недостаточно женственный, т.е. слишком похожий на мужской).Женщина оправдывается и соревнуется с мужчинами, а заголовки СМИ предлагают поддерживать дух соревнований. 


Женщины могут лучше писать код, но только если они скрывают, что они женщины, - пишет The Guardian. Женщины более умные, но менее амбициозные, пишет Economic Times. Более эмпатичные, но менее решительные - приводит научные аргументы NCBI. Женщины больше работают и лучше справляются с мультизадачностью - пишет Science Alert. Женщины все время доказывают, что они "лучше", а общество и медиа подстегивает это стремление, напоминая заголовками, что кто-то все время оценивает: ты "лучше", или ты "хуже". 


Дети впитывают эту информацию мгновенно, и у них нет возможности сформировать свое мнение. Например, журналисты задавали детям вопросы на улице “Почему женщины зарабатывают меньше, чем мужчины?”, и это не вопрос, это утверждение, которое ребенок воспринимает на веру и запоминает, потому что верит взрослому. Видео с ответами набрало 10 миллионов просмотров на одном из самых популярных шоу в Штатах. Примечательно, что когда дети отвечали, копируя взрослых, что “женщин просто недооценивают”, зрители хлопали. Когда дети отвечали “потому что женщины занимаются ерундой на работе и плохо работают”, зрители злились. В любой организации есть миллион примеров сотрудников, которые занимаются ерундой на рабочем месте, это и мужчины, и женщины. Однако молодое поколение поощряют видеть и замечать только один ракурс “Женщины лучше”. Если “женщины в чем-то хуже, это несправедливость”. 


Чем упорнее женщины завоевывают право быть "лучше" в разных областях, тем стремительнее противоположный пол автоматически становится "хуже", т.е. мужчины становятся хуже женщин. Затянутая борьба женщин против мужчин ведет к кризису отношений. Люди в паре постоянно соревнуются - кто лучший родитель, кто больше проводит времени дома, кто лучший управленец, кто может больше успевать. Здесь женщины сегодня априори выигрывают, т.к. приводят массу аргументов, что мужчины "хуже": не помогают, не умеют, не слушают, а они - женщины - успевают все. Успевать все (т.е. и карьеру, и дом, и воспитание детей) тоже превращается в бизнес, который ведут в основном женщины, таким образом самостоятельно поддерживая гендерные стереотипы. В России бесчисленное количество марафонов с похожим названием “Как оставаться женщиной, если ты руководитель?”, которые ведут женщины. Сама идея подчеркивает ущербность женщины в такой позиции, несмотря на то, что она добилась статуса руководителя, продолжая дискурс “женщина хуже” и движение “я докажу вам, что могу больше, чем вы думаете”. 


Женщины, которые так долго боролись за то, что они "лучше", ни в каких позициях не готовы видеть себя "хуже". В глобальности такая игра ведет к определяющей ценности в воспитании - "будь лучше", а не "будь женщиной". Женщина на работе доказывает, что она достаточно компетентна, а не просто очередная женщина, которая уйдет в декрет. Женщина дома доказывает, что она незаменимый сотрудник.Кто виноват? - вопрос бессмысленный вопрос, потому что снова ведет к борьбе и выяснению отношений. Нигде в дискурсе нет слова "человек". Есть "женщина", "мужчина", и вопрос “кто лучше”. 


Деньги стали определяющим критерием в том, женщина перед нами или мужчина. Меньше зарабатывает - наверно женщина. Больше размер премии - скорее всего мужчина. Что такое “человек”, какие качества являются человечными, а какое отношение к людям является бесчеловечным, как “человек-мужчина” может помочь “человеку-женщине” и наоборот - мало кто понимает или обсуждает только в формате двухдневных тренингов, которые обязаны положительно повлиять на финансовые показатели компании. Однако люди это больше, чем то, сколько они зарабатывают. 


Борьба за статус “лучшего игрока” бессмысленна, т.к. соревнования внутри команды всегда убивают команду. Многие исследования подтверждают, что абсолютное большинство людей не выберут работу, где нужно соревноваться каждый день. Это истощает. 


Поколение Y, преимущественный состав любой организации сегодня, на вопрос “Что для вас самое главное в офисе?”, отвечают, что они в принципе не хотели бы работать в офисе. В их опыте он ассоциируется с бессмысленной рутиной, которую нужно выполнять лучше других. Они не хотят соревноваться, они хотят доделывать интересный проект до результата вместе с другими людьми. Они не хотят контроля, они хотят доверительного взаимодействия, где можно задавать любые вопросы, не будучи за это наказанными. 


Поколение Z - будущее нашей цивилизации - также не понимает смысл соревнований на работе ( и мужчины, и женщины). 90% поколения Z предпочитают личное общение и ищут “человеческую коммуникацию” на рабочем месте. Соревнования не предполагают общения и работы вместе. Наоборот, разобщают людей. Условия, которые созданы сегодня внутри корпораций, не подходят подрастающему поколению женщин и мужчин. Дэн Швабел (Dan Schawbel) директор Future Workplace и автор книги “Back to Human: How Great Leaders Create Connection in the Age of Isolation”, пишет: “Сегодня открыто рекордное количество вакансий - 7,5 млн только в США, но поколение Z не обладает навыками, которые требуют эти вакансии” Речь идет о навыках: работать сверхурочно, работать в подчинении другого человека, решать конфликты внутри команды. Им неинтересно подчиняться, работать больше за оценку и решать конфликты. Им интересно взаимодействие и результат ( 66% ждут ежедневной обратной связи от своих менеджеров). 


Разделение людей на “лучше” и “хуже” по гендерному признаку ради экономической выгоды - бессмысленно. Новое поколение уже озадачивает работодателей своим другим мышлением, где люди - это команда, в которой важны и мужчины, и женщины.Они не соревнуются за право быть одинаковыми машинами для заработка. Движение, которое до сих пор поддерживает СМИ - длинный тормозной путь, нежели движение вперед. 


Дети правы. Мы не выживем друг без друга (женщины без мужчин и наоборот). Эти дети через 10-15 лет будут управлять нами, и это будут абсолютно другие принципы управления.  

© 2016- 2018 UP SKILL ME
ООО АПСКИЛМИ. ТРЕНИНГОВЫЙ ЦЕНТР НАТАЛЬИ ТОКАРЬ 
 ОГРН 1167746361969 
 ИНН 7734381828 
 Москва, ул. Генерала Глаголева д.11, к.1